УСАДЬБА Ф.А.БРЕДИХИНА
"ПОГОСТ" п.Бредихино
Усадьба
складывалась на протяжении нескольких десятков лет, начиная с
самого конца XVIII в., принадлежала дворянам Бологовским и называлась
"Погост". Планировочная структура ансамбля основывается
на господствующем в стиле классицизма регулярном принципе композиции.
На единой оси, проложенной перпендикулярно улице-дороге из Заволжска
в Щелыково, являющейся основным и единственным подъездом к усадьбе,
располагаются последовательно:
- двухэтажный кирпичный дом, обращенный своим главным северным
фасадом на улицу, а южным - в парк;
- обширный, квадратный в плане пруд с деревонасаждениями вдоль
берегов, выделяющим его водное зеркало;
- регулярный липовый парк, центральная аллея которого совмещена
с главной композиционной осью ансамбля и подводит ко второму,
живописного очертания, пруд с островом, который также фиксирует
пространственную композиционную ось ансамбля.
За этим прудом парк усадьбы переходит в естественный лесопарк.
На расстоянии, примерно, 27 м к западу от главного дома и в одну
линию с ним, вдоль улицы поставлен обширный одноэтажный кирпичный
флигель усадьбы. С противоположной, восточной стороны от главного
дома, примерно, на расстоянии 55 м от него, расположен второй
флигель хозяйственного назначения.
Объемно-пространственная композиция ансамбля усадьбы предопределена
характерной для классицизма регулярной планировочной системой
- размещением объектов ансамбля на единой центральной пространственной
оси. Начало ансамбля и его композиции является крупный по размерам
и формам главный дом, а затем ритмующиеся, различные по трактовке
водные зеркала парка с его зелеными пространствами. В объемно-пространственной
композиции ансамбля найдены красивые, гармоничные пропорциональные
соотношения зеленых пространств с водными зеркалами прудов. Сохранились
ценные фрагменты регулярного парка между двумя прудами. Здесь
были широкая центральная и две боковые аллеи. Они оригинально
сочетались с диагональной аллеей, направление которой было органично
связано с живописной формой второго пруда и искусственной береговой
насыпью квадратного пруда. В деревонасаждениях явно проведено
сочетание липовых аллей в регулярной части парка со свободными
посадками елей и берез вокруг второго пруда.
Главный дом - характерный пример двухэтажного усадебного дома,
типичный для классицизма трехчастной структуры. Он слагается из
центральной части, выделенной монументальным портиком на главном
(северном) фасаде и двух равновеликих боковых частей, выходящих
на парковом (южном) фасаде в виде двух крупных ризалитов. При
этом помещения почти квадратного в плане дома (наружные размеры
20,97х22,34 м) группируются вокруг центрального холла с лестницей,
ведущей на второй этаж. Смежно с холлом по главной оси здания,
примыкая к портику, размещается парадная гостиная с ее закругленными
внутренними углами; с противоположной стороны холл непосредственно
был связан с широкими, ориентированными в парк, верандами (размер
2,35х 6,4 м), образованными ризалитами боковых частей дома.
Здание выложено из большемерного кирпича, оштукатурено и покрашено.
Фундаменты бутовые. Перекрытия плоские. Кровля железная, четырехскатная
по наклонным стропилам.
Относительно высокий, крупный и лапидарный объем двухэтажного,
почти квадратного в плане, дома фиксирует начало оси объемно-пространственной
композиции ансамбля усадьбы. Дом имеет симметричную и трехчастную
объемную композицию, решаемую на каждом фасаде индивидуально,
в зависимости от его ориентации. Центр парадного (северного) фасада,
обращенного на улицу, отмечен четырехколонным портиком, констрастирующим
с гладью стен. В обращенном в парк южном фасаде его центральную
часть раньше, видимо, занимали обширные веранды, оразованные крупными
ризалитами боковых частей фасада. Собранность объемной композиции
дома подчеркивает его высокая четырехскатная кровля. Крупный по
масштабу и формам дом доминирует в композиции ансамбля, среди
окружающей малоэтажной сельской застройки и ландшафта.
В композиции фасадов дома сочетаются формы высокого классицизма
(ампир). Главный фасад выделен своеобразно интерпретированным
четырехколонным портиком, антаблемент которого ныне утрачен, как
утрачен и треугольный фронтон, грубо воспроизведенный в дереве
в позднее время. Искажены абаки колонн тосканского ордера. Крупный
портик энергично выделяется на фоне гладкой стены, прорезанной
типичными для ампира высокими прямоугольными оконными проемами
и увенчанной карнизом большого выноса, что также характерно для
этого стиля. На стене, в поддерживающей части карниза, сохранились
профили более древнего происхождения: четвертной вал и три полки.
Углы дома акцентированы двухэтажными пилястрами, в которых крепуются
профили карниза и междуэтажной тяги, состоящей из вала и двух
полок. Центральную часть фасада, обращенного в парк, занимает
глубокая впадина между боковыми ризалитами, где, очевидно, первоначально
были веранды.
Габариты основных помещений дома следующие: центральный холл
- 6,43х8,72 м, парадная гостиная, примыкающая у портику, - 6,3х6,75
м, угловая, северо-восточная гостиная - 6,56х8,95 м, угловая,
северо-западная гостиная - 6,47х6,78 м, остальные комнаты меньшего
размера.
Служебный флигель имеет оригинальную трехчастную планировочную
структуру: расширенную центральную часть, представляющую единое
пространство, и более узкие боковые части, связанные с центральным
помещением через небольшие помещения-переходы. Общая длина флигеля
- 36,12 м, наибольшая ширина (в центральной части) - 12,56 м,
наружные габариты центральной части 12,3х11,98 м, боковых частей
- 11,68х8,74 м и 11,58х8,78 м.
Стены флигеля выложены из большемрного кирпича. Фундаменты бутовые.
Перекрытие плоское. Кровля железная, двускатная по наклонным стропилам.
Невысокий одноэтажный, сильно протяженный в глубь усадьбы объем
флигеля перекрыт высокой кровлей. Протяженные фасады флигеля "оживляют"
выступы центральной части, средняя часть стены которых, в свою
очередь, пластически обогащена креповкой и нишами.
В композиции флигеля особенно выделяется главный торцовый фасад,
обращенный на улицу; он решен в виде пилястрового портика с неполным
антаблементом (отсутствует архитрав) и высоким треугольным фронтоном,
в тимпане которого - широкий арочный проем. Его ширина равна расстоянию
между пилястрами. При весьма небольшой высоте флигеля в композиции
фасада достигнута приподнятость и величавость формы. Боковые фасады
сильно искажены изменением формы старых проемов и пробивкой новых.
Размеры основных помещений флигеля в плане следующие: центральная
часть - 10,2х10,52 м, помещения, примыкающие к главному (северному)
фасаду - 6,52х7,45 м, главного помещения южной части - 4,73х7,38
м.
Усадьба, как уже сказано выше, принадлежала дворянам Бологовским
и была родовым имением Бологовской Анны Дмитриевны, жены известного
русского астронома Федора Александровича Бредихина (1831-1904
гг.). Последний очень часто бывал и подолгу жил в усадьбе, особенно
в последние годы жизни. Здесь же им проводились и астрономические
наблюдения, для чего в имении была специально оборудована небольшая
обсерватория.
В знак уважения к его памяти в 1970 г. в нескольких комнатах
главного здания усадьбы был создан мемориальный кабинет-музей
Ф.А.Бредихина, где до пожара 1994 г. экспонировались некоторые
подлинные вещи астронома и часть мебели, некогда входившей в интерьер
дома.
Ансамбль усадьбы как памятник гражданской архитектуры выявлен
и поставлен на гос.учет в 1971 г., как памятник истории он стоит
на гос.учете с 1949 г., а на охране местного значения - с 1960
г.
Ансамбль национализирован в 1918 г. и передан на баланс местного
химического завода, который приспособил постройки усадьбы под
жилье и службы подсобного хозяйства, которые здесь располагаются
и поныне. За время, прошедшее с момента национализации, ансамбль
утратил свою первоначальную структуру. На его территории в разные
годы были построены два деревянных жилых дома и кирпичное одноэтажное
здание детского сада. Старые постройки усадьбы сильно запущены
и практически не ремонтировались, часть парка вырублена, пруды
заросли и заболотились. В 1994 г. вследствие пожара в главном
доме выгорели практически все перекрытия, часть стропильной конструкции
и от него сохранилась собственно только коробка, которая начала
интенсивно разрушаться.
По материалам Казаринова А.,1971 г.
Фото 1960 г. и Казаринова А.,1971 г.
|