ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
с.Георгиевское
Церковь
построена на средства прихожан за один строительный сезон в 1816
г. и имела два престола: в честь Иоанна Предтечи и великомученика
Георгия. Она представляет собой бесстолпный, пятиглавый, строго
симметричный, трехчастный холодный храм с четырехярусной колокольней,
с одноапсидным полуциркульным в плане алтарем, с широкой трапезной
и двумя полуциркульными в плане приделами.
Все здание выложено из кирпича и побелено. Система перекрытий
традиционная: в холодном храме - сомкнутый свод, пересеченный
кольцом центрального светового барабана; над алтарями холодного
храма и трапезной - конхи; в трапезной система крестовых сводов
на подпружных арках; над папертью - коробковый свод; над первым
ярусом колокольни восьмилотковый сомкнутый свод.
Объемно-пространственная композиция церкви являет собой своеобразный
вариант монументального культового здания, где объемы очень высокого
пятиглавого храма, пониженных объемов алтаря и трапезной, увенчанной
двускатной кровлей, а также ярусной колокольни симметричны и объединены
в единое гармоничное целое. Две мощные вертикали - четверик, увенчаный
луковичными главами на высоких граненых барабанах и четырехярусная
колокольня, также увенчанная луковичной главой на граненом барабане
- доминируют и архитектурно организуют застройку села и широкие
пространства живописного ландшафта.
Четверик холодного храма увенчан своеобразным высоким антаблементом,
его карниз украшен модильонами, на высоком фризе каждого фасада
три декоративных закомары; архитрав состоит лишь из полочки и
четвертного вала. Стены четверика почленены на два "этажа"
(верхний в два раза выше нижнего), прорезанные оконными проемами
одинаково простой прямоугольной формы. Над верхними окнами - прямые
сандрики. "Междуэтажная" тяга четверика является венчающим
карнизом алтаря трапезной и паперти и междуярусной тягой колокольни
(между первым и вторым ярусами). Стены трапезной и нижней части
четверика аналогичны. Лишь стена апсиды холодного храма, обращенная
на улицу села, и нижнего яруса колокольни - декорированы пилястрами
тосканского ордера.
Богат декор колокольни,"работающий" на обширные низинные
заречные пространства. Ее второй ярус декорирован "портиком"
из двух мощных полуколонн тосканского ордера, увенчанным антаблементом
(отсутствует архитрав) и треугольным фронтоном, карнизы которых
украшены модильонами. По стронам скошенных углов третьего яруса
- спаренные пилястры, а вместо арочных проемов, имеющихся во всех
остальных ярусах, круглое окно на каждом фасаде. Арки звона четвертого
яруса тоже фланкированы спаренными пилястрами. Столп колокольни
увенчан граненым куполом с круглыми люкарнами и одной главой на
граненом барабане. Все боковые главы четверика холодного храма
декорированы нишами по сторонам света, а в центральном барабане
- арочные проемы.
Все помещения церкви анфиладно соединены арочными проемами различного
размера, расположенными на главной продольной оси. Размер холодного
храма - 8.61х8.61 м, алтаря - 6.39х4.8 м, трапезной - 18.72х8.73
м, паперти - 5,2х2,93 м.
Интересна черта интерьера холодного храма - высокие лучковые
ниши (от пола до пяты сомкнутого свода), в которых размещены окна
и входы в храм. Высокое, залитое светом пространство главного
отделения церкви подчеркнуто контрастом низких пространств трапезной
и алтаря. Пластика мощных стен памятника подчеркнута распалубками
над световыми проемами алтарей холодного храма, трапезной, а также
паперти.
Стенописи Георгиевской церкви выполнены в технике клеевой живописи,
очевидно около 1816 г., неизвестными мастерами. Повреждения красочного
слоя в форме меления и мелких осыпей довольно значительны, особенно
на северной и южной стенах четверика. Росписи трапезной утрачены,
а в апсиде сохранились лишь незначительные фрагменты.
Росписи четверика состоят всего из девяти небольших композиций,
сосредоточенных в его верхних частях. Сцены из страстного цикла
- "Распятие", "Христос перед народом", "Несение
креста", "Снятие со креста", каждая из которых
занимает один из лотков свода, заключены в квадратные рамки со
ступенчатыми завершениями и полуциркульными перемычками. Рамки
дополнены барочными картушами.
Свод отделен от стены четверика живописным карнизом с модильонами.
Под карнизом, на западной стене, помещено изображение Ветхозаветной
Троицы, конфигурацией и обрамлением сходное с композициями свода.
Размещение изображений на северной и южной стенах идентично: в
простенках окон второго света помещены ростовые фигуры московских
митрополитов Филиппа и Петра - на северной стене, Ионы и Алексия
- на южной.
Иконография стенописей имеет много архаических черт, заимствованных
из искусства не только XVIII, но и XVII в. Характерны и сам выбор
изображений московских митрополитов и Ветхозаветной Троицы, редких
в XIX в., и такие детали одеяний митрополитов, касаккосы, фелони,
куколи-клобуки.
В стилистике росписей множество черт, роднящих их с барочным
искусством XVIII в. Это диагональные построения композиций, смелые
ракурсы, обилие профильных разворотов, оливковая карнация, взвихренные
складки одеяний. Яркий, праздничный колорит, коричнево-белые гризайльные
обрамления выделяют каждую композицию на бирюзовом фоне стены,
а всей росписи в целом придают особый "станковый" характер.
Церковь как памятник культовой архитектуры выявлена и поставлена
на гос.учет в 1971 г. Она была закрыта в середине 1930-х гг. и
передана местному колхозу под складское помещение, которое располагалось
здесь до передачи церкви вновь образованному приходу в 1995 г.
Несмотря на закрытие, внешний архитектурный облик памятника не
был разрушен: сохранились все завершения. Пострадала лишь утварь
интерьера, которая частью была уничтожена, частью растащена местными
жителями. В настоящее время у церкви в плохом состоянии находится
кровля, а некоторые главки пятиглавия наклонились и готовы в любой
момент рухнуть.
По материалам Ополовниковой Е.В.,1971 г.
Фото Каменева Н.В.,1975 г.
|